1.
Сохранённое традицией начертание буквы Алеф также значимо. Её можно представить как состоящую из трёх букв: диагонально расположенной буквы «вав» и двух букв «йод». «Вав» (на иврите соединительный союз «и») символизирует границу миров, линию, разделяющую небесное и земное и одновременно выражает связь между ними. Буква «йод» – символ начальной точки бытия, источника всего сущего. Мистическая символика буквы Алеф воплощает идею единства всех аспектов мироздания, связывающего феноменологическую и трансцендентную стороны бытия в единую действительность. Числовое значение «вау», шестой буквы в алефбет – 6. Это число – символ совершенства мира на уровне материи: место каждой точки в пространстве можно определить при помощи системы координат, оси которой задаются шестью векторами: север, юг, восток, запад, верх, низ. Идею Махарала о значении числа шесть можно подтвердить следующим рассуждением: материальный мир был сотворён в течение шести дней и совершенство его материального воплощения выражается числом, соответствующим количеству дней творения. По своей форме буква «вау» напоминает крючок (и слово вав означает на иврите именно это), символизируя связь между земным и Небесным и между различными составляющими действительности. В ивритской грамматике буква «вау» играет роль соединительного союза, связывающего слова и части предложения. «Вау» - это воплощение потенции материальной природы. Во время египетского рабства «...сыны Израиля плодились и быстро размножились и стали чрезвычайно многочисленны и сильны» («Шмот», 1:7). Мидраш объясняет это тем, что еврейские женщины рожали в Египте по шесть близнецов. Благодаря этому стало возможным превращение семьи Иакова в еврейский народ.
2.
Десятая буква еврейского алфавита, «йод», символизирует высший, обобщающий уровень мироздания. Талмуд приводит слова Исаии: «Ибо Бог (йод-хей), Господь, - опора мира» (Исаия, 26:4) и комментирует их следующим образом: слово цур – «оплот», «твердыня» – можно прочесть как йоцер – «творит». И тогда этот отрывок трактуется так: «Ибо посредством букв йод и хей Бог создал мир». Наш сегодняшний мир был создан буквой «хей», а мир грядущий при помощи буквы «йод». На это намекает и грамматическая функция буквы «йод», при помощи которой в иврите образуется будущее время глаголов. Графически буква «йод» представляет собой точку, с которой начинается переход от небытия к бытию. Являя собой основу существования миров, это переход из уровня духовности, не ограниченного мирозданием, в то, что является нашей реальностью. Согласно каббалистическому объяснению, столь знакомый нам окружающий материальный мир является проявлением целой структуры духовных миров, источником которых и является эта точка. Таким образом, грядущий мир существует одновременно с нашим, материальным, но на более высокой духовной ступени. Переход от небытия к бытию является первым этапом процесса развития и материализации реальности, берущей своё начало из Божественного источника. На это есть намёк в традиционном написании буквы «йод», которая в свитках Торы выглядит как капля чернил, падающая с пера. Р. Авраам-Ицхак Кук, знаменитый философ и мистик, главный раввин Израиля в тридцатые годы, развивает эту мысль: три буквы, из которых состоит «йод», символизируют процесс появления пространства, точка (йод) – линия (вау) – плоскость (далет). В каббалистической системе буква «йод» служит символом атрибута Хохма («мудрость»), являющегося первой ступенью процесса творения и представляющего собой неопределённую точку, развивающуюся в атрибут Бина («постижение»), отображаемый буквой «хей» – символом развития и структуризации материального мира. У буквы «йод» есть ещё одно значение, которое определяется её духовным свойством единства. Намёк на это содержится в числовом значении буквы – 10. Махарал объясняет, что, в отличие от первых девяти чисел, число десять – выход на новый уровень, превращение девяти предшествующих в единое целое. Таким образом, буква «йод», первая в четырёхбуквенном непроизносимом Имени Бога, является неделимой точкой, объединяющей частные проявления действительности воедино, исходной точкой творения, корень которой в единстве Всевышнего.