По какому бы из нынешних церковных календарей ни праздновали христиане Рождество, все равно получается абсурд. Если Рождество Христово – 25 декабря, то отчего же год, считаемый от Его Рождества, начинается лишь через неделю? Если же Рождество Христово – 7 января, то почему новое «лето от Рождества Христова» начинается за неделю до него?
Этих неувязок не было, пока новолетие было сентябрьским, а счет годам велся «от сотворения мира», а не от Рождества. Возврат к такому счету нереален. Так, может, христианам стоит договориться между собой о том, чтобы совместить празднование Рождества и Новолетия?
Библейских указаний на время Рождества нет (по косвенным признакам можно вычислить лишь середину зимы, но не точнее).
Раннехристианских свидетельств о той или иной дате Рождества также нет. Сама дата Рождества Христова была назначена волюнтаристским образом, придумана в 4 столетии. Древняя Церковь была поражена историей Пасхи, – ведь все мысли религиозного человека обращены именно к вопросу бессмертия, что после смерти будет. Поэтому тайна Пасхи завораживала. А бытовые подробности – когда и где родился Христос как человек – это было для ранней Церкви не очень интересно. И поэтому не праздновали день рождения Христа, поэтому, естественно, его никто не помнил. И до сих пор дни памяти святых – это дни их ухода в Вечность, а не дни рождения их для земной жизни.
Потом же сочли удобным, поскольку жители Рима привыкли праздновать день рождения Митры 25 декабря, чтобы людей не переучивать, просто сменить повод для праздника, но не на дату.
Так что дата Рождества конвенциональна.
А раз так, можно достичь нового консенсуса, причем даже не всепланетного. Вопрос календаря относится к ведению каждой из поместных церквей. Можно даже не согласовывать с Константинополем, если мы для себя пожелаем этот праздник так праздновать, никто нам не помешает. В Армянской церкви своя дата Рождества, у Греческой церкви другая.
Канонов, которые запрещали бы православным сдвигать празднование Рождества, нет (каноны говорят лишь о времени празднования Пасхи). Однажды Церковь эту дату уже волевым образом уже меняла – в середине 4 века.
Литургических последствий и перестроений в календаре тоже такая перемена почти не принесет. Даже праздник Крещения Господня может остаться на прежнем месте, ибо время крещения Христа никак не связано со временем Его рождения (Он крестился в возрасте 30 лет).
Празднование Рождества по старому стилю создает разлад между большим календарем и маленьким календарем, которым пользуется все человечество. Большой календарь, самая большая человеческая единица измерения нашей истории – это деление всей истории на эру до нашей, до Рождества Христова и – после. Соответственно, если мы празднуем по старому стилю, то у нас сначала начался 2020-й год от Рождества Христова, но почему-то сам Христос опаздывает еще на 7 дней с этим рождением. Если переходим на Грегорианский стиль, так называемый «Новый», то Христос рождается 25 декабря, но еще неделю мир об этом ничего не знает и продолжается старый год, – то есть, все равно странно.
По старому стилю он рождается за 6 дней до начала нового года, отсчитваесмого от Рожедства; по новому — на шесть дней позже.
Новый год передвинуть невозможно – это международный праздник. А вот Рождество – конвенциональная дата, назначенная по договоренности. Сейчас получается, что год начинается не с рождения Христа, а с даты его обрезания. Почему именно событие обрезания так дорого православным, что они от него считают дни? И ответьте первокласснице на вопрос – «что там обрезали Христу? Ногти?».
Диакон А.Кураев.